Меню

Методы правовой статистики. Методы юридической статистики Методика получения правовой статистической информации

Возврат

Правовая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности и связанных с ней социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывает общая теория права.

К специфическим методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся:

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, ибо каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).

Метод массового статистического наблюдения применительно к правовой статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности в ее причинности, в правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (в статистике - генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной). Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам - следующий специфический метод (этап) правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, общин. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство как количественного, так и качественного,в той или иной совокупности.

Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Всесторонний качественный анализправовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступление от него может привести исследователя в плен механистических представлений и схоластических расчетов.

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых исследованиях предполагает уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии и т. д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование правовой практики на базе полученных результатов.

Основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений с целью установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные специфические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает правовая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каждой правовой науки.

Для юридических наук реальностью являются общественные отношения, регулируемые правом, а также общественные отношения, имеющие то или иное юридическое значение. Только на этой основе глубокого изучения объективных общественных отношений могут развиваться различные юридические исследования, разрабатываться и уточняться нормы права.

Статистика вообще, и правовая статистика в частности, с одной стороны, - фактическая база, а с другой - один из основных методов социально-правового познания. Этот вывод распространим на все отрасли юридической науки.

Нередко с точки зрения формальной логики характер правового решения того или иного вопроса представляется очевидным, а в реальной жизни оно не действует. Для выработки реалистичного и эффективного решения необходимо исследовать социальные потребности возможного правового регулирования, его восприятие гражданами и объективные условия его выполнения.

Различные отрасли права, юридической науки и практики по-разному обслуживаются правовой статистикой. Это зависит от уровня развития количественного учета явлений в той или иной правовой сферах, объективных потребностей и сложившейся практики.

Традиционно правовая статистика широко используется в системе наук уголовно-правового цикла: криминологии, уголовном и исполнительном праве, прокурорском надзоре, криминалистике, судебной психиатрии и судебной медицине. Этому способствует относительно высокий уровень развития практического учета и отчетности в системе различных правоохранительных органов. Отчетность по гражданскому и административному судопроизводству менее развита, чем по уголовному. Однако это не является серьезным основанием игнорировать статистические методы познания реальности упомянутыми циклами юридических наук.

Уголовная и криминологическая статистика, отражая количественную сторону совершаемых преступлений и связанных с ними социальных явлений и процессов, обеспечивает науку и практику борьбы с преступностью необходимыми сведениями эмпирического характера, являясь фактической основой, без опоры на которую невозможно проводить целеустремленную, научно обоснованную борьбу с преступностью в стране.

Уголовная и криминологическая статистика обеспечивает фактическими данными все основные направления этой работы:

1) изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией - уголовного права - и изучение преступной деятельности;

2) изучение причин и условий преступлений;

3) изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;

4) прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;

5) планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;

6) проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.

Криминологическая характеристика, включающая в себя состояние, структуру и динамику зарегистрированных преступлений, их «географию» (распределение по территориям), а также латентную преступность и другие показатели, находит относительно полное отражение в статистической отчетности и аналитических статистических документах органов уголовной юстиции о положении дел в стране, субъектах Федерации, городе, районе. Это позволяет обоснованно решать многие вопросы организации борьбы с преступностью.

Одна из сложных статистических проблем - изучение общественно опасной деятельности в целях ее возможной последующей криминализации. Причины и условия преступлений, криминологическая характеристика личности правонарушителей, хотя и в меньшей мере, но также находят отражение в статистическом учете, особенно в документах первичного учета на преступление и лицо, его совершившее.

Для криминологического прогнозирования в первую очередь необходима надежная статистическая база, отражающая преступность, ее причины и социальные отклонения в личности правонарушителей. Опираясь на тенденции и закономерности изменения преступности и связанных с ней криминогенных факторов, можно с определенной долей вероятности предвидеть, как будут развиваться преступные проявления в ближайшем будущем.

Уголовная и криминологическая статистика дает возможность наиболее оптимально спланировать распределение сил и средств борьбы с преступными проявлениями. Исходя из статистических показателей об уровне преступности, возможностей оперативных и следственных работников и других данных, планируется штатная численность правоохранительных органов и их допустимая индивидуальная нагрузка.

Важнейшая деятельность по контролю над преступностью - ее предупреждение. Успешность последнего заключатся в том, насколько характер и система предпринимаемых мер соответствуют содержанию и совокупности статистически выявленных причин.

Большая криминологическая значимость статистики заключается также в том, что она представляет собой специфическую систему обратной связи. Всякий раз вновь получаемые статистические материалы дают основания судить, насколько глубоко были изучены преступные проявления и их причины, адекватно сделаны прогностические выводы, оптимально спланированы меры борьбы с преступностью и насколько эффективными оказались эти меры.

Заключение

По всем направлениям, которые обслуживаются правовой статистикой, проводятся научные исследования. Она и здесь представляет собой один из важных источников информации, снабжающих юридическую науку фактическими данными для последующего теоретического обобщения. Чтобы научные исследования не носили чисто умозрительного догматического характера, они всегда должны опираться на данные уголовной и криминологической статистики.

Выполняя роль фактической базы научной организации борьбы с преступностью, уголовная и криминологическая статистика должна отвечать высоким требованиям современных систем информации. К сожалению, многолетняя идеологизация социальной жизни и статистических сведений о ней приводила к приукрашиванию действительности, и в этом отношении статистика нередко выполняла неблаговидную роль. Статистика преступности в нашей стране до сих пор недостаточно надежна и объективна в связи с наличием высокой доли латентной преступности, формируемой, в том числе, и недобросовестной деятельностью правоохранительных органов. Объективизация учета преступности и судимости, полный его перевод на безбумажную основу, применение при статистическом анализе современных быстродействующих электронно-вычислительных машин и широкая публикация статистических показателей для общественной оценки могут существенно повысить роль уголовной и криминологической статистики в борьбе с преступностью и в развитии юридических наук криминального цикла.

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он не дает указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывают общая теория права и его различных отраслей, теория криминологии, судебной медицины и других неправовых наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статистических методах.

К специфическим методам, с помощью которых юридическая статистика изучает свой предмет, относятся:

  • 1) массовое статистическое наблюдение;
  • 2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
  • 3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;
  • 4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, поскольку каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, стати- стико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).

1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (в статистике - генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

  • 2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественноопределенным признакам - следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, имеют общий характер. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т. д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
  • 3. Статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 г. принять за 100% и соотнести с этими показателями данные 1990 г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за 30-летие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2 раза, в Англии и Уэльсе - в 6,1, во Франции - более чем в 5, в СССР - в 3,7, в ФРГ - в 2,8, а в Японии - 1,5 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась, оставалась на уровне предыдущего года, вновь росла и сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция - рост преступности, обгоняющий рост народонаселения - четко пробивалась через массу случайностей.

Рассчитав другой обобщающий показатель - число преступлений на 100 тыс. населения (коэффициент преступности), - мы обнаружим иную иерархию стран по уровню преступности: в Англии и Уэльсе в 1990 г. было совершено 8996 преступлений на 100 тыс. жителей, в ФРГ - 7108, во Франции - 6206, в США (только 8 видов, отслеживаемых в федеральном масштабе) - 5820, в Японии - 1794, в СССР - 1115. Сопоставляя два ряда статистических величин и анализируя их в совокупности с социально-экономическим, правовым и политическим развитием, можно прийти к очень важным выводам, к которым невозможно было бы даже приблизиться на основе абстрактных логических рассуждений.

Подобными возможностями характеризуются и другие приемы количественного статистического анализа.

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступая от него, исследователь попадает в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы.

В трудные 1991-1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские власти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличилась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться: в январе - на 0,8%, в феврале - на 1,8%, в марте - на 3,1%, затем - на 3,2; 4,1; 4,6; 4,8% и т. д. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.

Борьба с преступностью действительно оживилась, но чтобы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, обнищания народа, роста безработицы, полугодовых задержках выплаты заработной платы, войны в Чечне, слабости правоохранительных органов темпы прироста преступности сократились более чем в 50 раз, этого объективно не могло быть. Обращение к практике регистрации преступлений, фактической деятельности правоохранительных органов, латентной (скрытой) преступности и другим аспектам качественного анализа показало, что количественное сокращение учтенных преступлений имеет в значительной мере «бумажный» характер. Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «управляемую» регистрацию преступлений .

Регистрируемая преступность в 1998 г. увеличилась на 7,7%, а в 1999 г. - на 16,3%. В 2000-2001 гг. уровень преступности удерживался примерно на уровне 1999 г., а в 2002 г. учтенная преступность вдруг резко сократилась на 15%, тяжкая и особо тяжкая - на 24%, причинившая крупный (значительный) ущерб - тоже на 24%, мошенничество - на 12,5%, незаконный оборот оружия - на 14,7%, угроза убийством - на 15,1%, краж - на 27% и т. д. В то же время увеличилось причинение умышленного вреда здоровью (+5%), разбоев (+5%), грабежей (+12,4%), угонов автотранспорта (+43,2%), умышленных поджогов (+44,1%). И последнее: раскрываемость всех преступлений при таком существенном снижении нагрузки почему-то уменьшилась на 26%, тяжких и особо тяжких - на 33%, а число выявленных лиц - на 23,5%. Известно, что структурные соотношения очень инерционны. Поэтому подобные серьезные изменения могут быть только искусственными. И они, вероятнее всего, были связаны с введением в действие нового УПК РФ в середине 2002 г., который существенно осложнил борьбу с преступностью. В первой половине 2003 г. эти тенденции продолжались, но в связи с некоторыми позитивными изменениями УПК РФ их величины были намного меньше. Таким образом, при росте фактической преступности сокращение было выборочным: росли учтенные преступления, которые труднее скрыть, и сокращались те, которыми легче манипулировать. Эти методы давние и общеизвестные. Правда, если раньше такие позитивные сдвиги были чистым мошенничеством правоохранительных органов, то сейчас на помощь им пришел «самый демократичный в мире УПК». На этом фоне безнаказанность, как одна из серьезных причин преступности, существенно увеличилась. Эта безнаказанность отрицательно скажется на преступности ближайших лет .

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии и т. д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование юридической практики на базе полученных результатов.

Основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений в целях установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные специфические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает юридическая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каждой юридической науки.

  • См.: Лунеев В. В. Контроль над преступностью: надежны ли показатели? //Государство и право. 1995. № 7. С. 89-102.
  • См.: Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней вРоссии // Государство и право. 2004. № 1. С. 5-20.

Введение

В последнее время достаточно остро стоит вопрос о социально-экономических и политических противоречиях в России. Именно поэтому увеличилось количество преступлений.

В наше время в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. В течение нескольких лет наблюдается количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей.

Преступность, представляет собой совокупность преступлений, связанную с социальной средой, имеет свои количественные и качественные характеристики, отличные от характера отдельного преступления. В характеристиках преступности проявляются ее определенные закономерности. Современный подход к преступности как к социальной системе вызывает необходимость рассматривать ее как социально обусловленное явление, характеризующееся системой определенных свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.

Преступность -- одно из страшных явлений в жизни общества. Она оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности населения, накладывает отпечаток на образ жизни человека, напрямую связана с его жизнью, здоровьем, материальным благополучием.

В настоящее время, преступность, как и мировые войны, и глобальные катастрофы представляет огромную угрозу для существования человечества.

Преступность также представляет собой форму движения, т.е. процесс, поскольку масштабные социальные системы не могут находиться в состоянии статистики. Очевидно, поэтому преступность необходимо рассматривать как сложную динамическую социальную систему.

Возможно описание преступности как системы статистического характера набором параметров. Изучение ее процесса связано с необходимостью использования математических методов. Поскольку преступность проявляется в виде статистической совокупности составляющих ее элементов, речь должна идти, прежде всего, о статистических методах. Преступность - статистическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.

Объектом данной дипломной работы является уровень преступности в Российской Федерации.

Цель работы - проанализировать уровень преступности с помощью основных статистических методов.

Основные понятия и задачи правовой статистики

Предмет и метод правовой статистики

Основным и обязательным источником информации о преступности как массовой статистической совокупности является уголовная (правовая статистика). Она представляет собой не только статистические данные, но и специальные методы исследования.

Правовая статистика - основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Она количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями.

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые практически ею занимаются, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики:

1. Уголовно-правовая статистика. Объектом изучения данной статистики является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями преступности и мер государственного социального контроля над ней.

2. Административно-правовая статистика. Объект изучения - количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними.

3. Гражданско-правовая статистика. Объектом изучения является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений.

Роль правовой статистики заключается в том, чтобы установить, как работают следственные, судебные и исправительно-трудовые учреждения.

Зная, количество зарегистрированных преступлений, располагая сведениями о нарушении семейного, трудового, жилищного права, можно более эффективно осуществлять решение задач в укреплении правопорядка.

Отсюда следует, что предметом правовой статистики будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов. Во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Демидов В.Н., Казанцев С.Я., - Правовая статистика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Цель правовой статистики - учет нарушений, которые рассматривают органы МВД, прокуратуры, суда.

Для принятия эффективных мер укрепления правопорядка определения нужно в первую очередь иметь достоверные данные о состоянии преступности, а в частности иметь представления о ее структуре и динамике, причинах и условиях совершения правонарушений. Изучение преступности начинается с обобщения и анализа данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта.

Правовая статистика исследует, как охраняется личность, защищаются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и безопасность.

Правонарушения, которые исследует правовая статистика - это категория конкретно-временная. Ее социальная характеристика проявляется в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния конкретных людей, их сознательные поступки: в-третьих, тот ущерб, который они наносят обществу.

К методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся: Савюк Л.К. - Правовая статистика. - М.: Юристъ, 2011 г.

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, которые были получены при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

1. Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений можно установить объективные закономерности в преступности.

2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам -- следующий метод правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, должны быть сгруппированы по нужным признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволит увидеть структуру изучаемых явлений, сходства и различия.

3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых явлений

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования:

При наблюдении

При группировке

При количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим.

На всех стадиях используются специальные методы, каждый из которых в дальнейшем имеет самостоятельное значение для изучения и прогнозирования преступности.

Под юридической статистикой понимается наука, основанная на принципах общей теории математической статистики и изучающая количественную сторону массовых юридических явлений и процессов с целью раскрытия их качественного содержания, а также тенденций и закономерностей развития в конкретных условиях места и времени.

Математической основой любой отрасли статистики, в том числе и юридической является закон больших чисел, который гласит о том, что статистические закономерности формируются и отчетливо проявляются лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности.

При большом числе наблюдений экспериментальные результаты исследований становятся близкими к теоретическим.

Таким образом, изучая в массовом количестве различные юридические явления, такие как: уголовные преступления, ДТП, подача всевозможных исков и т.д., юридическая статистика дает возможность прогнозировать рост преступлений в будущем, а также закономерности их развития, вследствие чего повышается роль профилактических мероприятий в предупреждении различного рода правонарушений.

  • 1. Метод массового статистического наблюдения заключается в изучении большого количества правонарушений, что позволяет выявить объективные закономерности в сфере преступлений, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.
  • 2. Сводка и группировка данных наблюдения - следующий метод (этап) юридической статистики. Его сущность заключается в сведении и группировке данных, полученных путем статистического наблюдения, по тем или иным признакам, для того чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
  • 3. Статистический количественный анализ позволяет выявить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов на базе теоретических положений гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением теории этих наук и совершенствованием юридической практики.

Используя вышеперечисленные методы правовая статистика обеспечивает:

  • - изучение криминологической характеристики преступности, а совместно с социологией - уголовного права - и изучение некриминализированной преступной деятельности;
  • - изучение причин и условий преступлений;
  • - изучение криминологической характеристики личности правонарушителей;
  • - прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;
  • - планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
  • - проверку эффективности борьбы с преступными проявлениями.

Статистическое наблюдение включает в себя:

  • - определение целей и задач статистического наблюдения;
  • - выбор объекта исследования;
  • - установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
  • - составление программы наблюдения.

Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и другие юридических учреждений или государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных составляет базу данных, на основе которой организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.

Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т.д.

Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Например, к таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. Например, в статистической отчетности органов уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.

По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сделана на местах, например в низовых органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).

Составными элементами сводки и группировки являются:

  • а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы;
  • б) статистическая группировка полученных данных;
  • в) подсчет групповых и общих итогов;
  • г) оформление результатов в статистических таблицах и графиках.

Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка данных - вторым элементом рассматриваемой стадии сводки и группировки статистических показателей. Эти элементы тесно связаны между собой, так как в основе любой сводки количественных материалов всегда лежит группировка показателей, собранных в процессе наблюдения. Группировка статистических данных, определяемая задачами и целями исследования, предполагает расчленение показателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском судопроизводстве на качественно однородные группы по существенным признакам.

Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.

Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях.

Правовая статистика

Предмет, метод и задачи правовой статистики

Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания. На современном этапе термин статистика имеет три различных значения:

1. статистика понимается как особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение государства, его регионов, сфер правоохранительной деятельности др.

2. статистика это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой (статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения).

3. статистика , как ее часто определяют, это статистические данные, представленные в отчетности по различным отраслям хозяйствования, результаты социологических и криминологических исследований, публикуемые в сборниках, средствах массовой информации, которые представляют собой результат статистической работы.

Предметом изучения правовой статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов, правового характера в неразрывной связи с их качественной стороной.

В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность.

Статистической совокупностью изучаемых правовых явлений могут быть:

Население страны, города, села, района, лица, совершившие правонарушения, преступление, факты обращений в суды, число принятых решений судебными и иными правоохранительными органами и тому подобное.

В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по таким признакам, как пол, национальность, место проживания, тяжесть совершенного преступления, степень общественной опасности, уровень компетенции органа, принимающего решение и т.д.



Так, например, при учете преступности и судимости в России в статистическую совокупность включаются все факты совершения деяний, запрещенных уголовным законом, а также лица, совершившие преступления и осужденные к отбыванию уголовного наказания по приговору суда, а в качестве учетной единицы наблюдаемой статистической совокупности рассматривается отдельное преступление либо преступник.

В качестве примера статистической совокупности приведем сведения о распределении различных групп преступлений по России в целом и федеральным округам (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Уровень преступности в федеральных округахРоссии в 2002г.

Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования.

Составными частями метода статистического исследования являются (рис. 3.1.)

Рис. 3.1. Составные части метода статистического исследования

На этапе массового статистического наблюдения на основе разработанных программ и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.д.) проводится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества.

Группировку и сводку выполняют на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы.

Определение и анализ обобщающих показателей позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать оценку, сформулировать выводы и предложения.

Статистика на основе системы статистических показателей дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.

ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РАМКАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО

УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сегодня в сферу правоохранительной деятельности попадает большое число социальных проблем. Это обусловлено тем, что при переходе к демократическому обществу наиболее эффективный путь разрешения социальных конфликтов лежит в области права. Глоба­лизация современного мира усиливает многие социальные противо­речия, и их действия распространяются даже на те страны, которые ранее с ними не сталкивались.

И в этой связи необходимо отметить, что сегодня для России достаточно актуальна проблема регулирования миграции населения, значение которой еще пятнадцать - двадцать лет назад было крайне незначительно.

Миграционные процессы можно назвать индикатором развития ситуации в обществе, так как именно здесь четко просматривается реакция на изменения в экономическом, политическом и социальном плане жизни государства.

Начиная с февраля 2002 г., деятельность в области регулирова­ния миграционных процессов передана в сферу полномочий МВД согласно Указу Президента РФ № 232 «О совершенствовании госу­дарственного управления в области миграционной политики» 1 .

Проблемы миграции - одни из наиболее актуальных на сегодня во всем мире. Особую озабоченность вызывает ситуация в области неле­гальной миграции, которая, по оценкам экспертов, выступает как один из глобальных феноменов современной международной жизни.

Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роль отдельных участ­ников может меняться. Сегодня помимо традиционных принимаю­щих стран (США, Канады, Израиля, Австралии) этим статусом в полной мере обладают многие государства Западной Европы, в по­следние десятилетия к ним присоединились страны Южной Европы (Италия, Испания, Португалия), а также динамично развивающиеся регионы Азии. Все эти государства в той или иной мере испытывают давление нелегальных мигрантов 2 .

Современная Россия может рассматриваться с трех позиций:

Во-первых, это страна исхода (так, по некоторым оценкам, за гра­ницы только на заработки ежегодно выезжали около 1,5-2 млн человек, среди которых только 45 800 имели разрешение на тру­доустройство в 2000 г. 1);

Во-вторых, территория Российской Федерации используется для транзита нелегальных мигрантов (по причине фактической откры­тости огромных участков своей границы Россия по-прежнему широко используется незаконными мигрантами как транзитная территория. В течение 1997-1999 гг. сотрудники российской по-гранслужбы задержали 1965 человек (из них 1538 афганцев) на границе с Казахстаном и 2618 на границе с Украиной. В течение 1998-2000 гг. при попытке въезда в Россию и другие страны Вос­точной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), находящиеся под охраной российских пограничников, задержано 8928 человек; еще 6750 человек задержано при попытке выезда по недействитель­ным документам. В 2000 г. подверглись штрафу около 150 тыс. лиц с просроченными визами, более тысячи человек было задер­жано при попытке выезда из России по поддельным документам. Из числа последних примерно 184 человека были из Бангладеш, 154 из Турции, 151 из Шри-Ланки, 141 из Индии и по 49 из Паки­стана и Китая. Начиная с 1999-2000 гг., задержано приблизитель­но 400 организованных групп торговцев людьми; в 1998 г. под­верглись штрафу 16,2 тыс. туристических агентств (6300 в 1999 г. и 7100 в 2000 г.). В 1998-2000 гг. из России было депортировано в общей сложности 70 300 незаконных мигрантов 2);

В-третьих, Россия является страной - местом назначения мигран­тов. Помимо официально зарегистрированных потоков примерно 1,5 млн мигрантов - половина из них китайцы и значительное число афганцев - проживали в России нелегально. Эта категория включала китайских и вьетнамских трудовых мигрантов и мелких торговцев с просроченными визами; до 60 тыс. иностранных сту­дентов из развивающихся стран (главным образом из Афганиста­на, Ирака, Кубы, Демократической Республики Конго, Гвинеи и Эфиопии), которые прибыли еще в советскую эпоху и не возвра­тились домой по завершении учебы; еще 9 тыс. студентов, глав­ным образом из стран Африки, которые прибыли после 1991 г. и остались дольше положенного срока; 7 тыс. трудовых мигрантов с просроченными разрешениями на трудоустройство; 4-5 тыс. вьетнамских и северокорейских рабочих-контрактников, которые прибыли в советскую эпоху и не уехали после окончания срока контракта, а также лиц, ищущих убежища, транзитных мигрантов и прочие категории мигрантов. По оценкам, из стран ВЕЦА на ра­боту в Россию ежегодно прибывало свыше 3 млн трудовых ми­грантов, из которых только 100 тыс. имели законные разрешения на трудоустройство.

Кроме того, для эффективности исследования любого социаль­ного процесса необходимо определить не только количественную составляющую, но и качественные характеристики, позволяющие рассматривать объект исследования с системных позиций. И в пер­вую очередь для анализа важно выявить факторную составляющую, детерминирующую развитие изучаемого объекта.

Как отмечает профессор Н.М. Римашевская, непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам:

Различия в режимах демографического воспроизводства, вызы­вающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры в других;

Существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня, рост деприваций и эксклюзий в отдельных странах;

Перенаселение преимущественно отсталых регионов мира;

Различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую мигра­цию 2 .

Учет этих факторов позволяет более эффективно прогнозировать развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Кроме того, это позволяет выявить наиболее привлекательные для неле­гальной миграции регионы, каковыми являются в большей степени приграничные области (Дальневосточный регион, Краснодарский край) и промышленно развитые центры (Москва, Московская об­ласть, Санкт-Петербург и Ленинградская область).

Оценить объемы нелегальной миграции крайне сложно. Резуль­таты многочисленных исследований, проводимых в последние годы в рамках Миграционной информационной программы под эгидой Международной организации по миграции, основываются в основ­ном на методах изучения косвенных характеристик и экспертных оценок.

Основными источниками информации при проведении исследо­вании методом экспертных оценок являются собираемые официаль­ной статистикой государства данные о мерах, направленных на пре-сеченне нелегальной миграции.

Источниками всех необходимых сведении являются как раз те государственные структуры, которые и оцениваются по показателям эффективности контроля миграционных процессов. В связи с этим необходимо отметить следующее: структуры, ведущие статистиче­ский учет в этих областях, являются достаточно закрытыми, а стати­стика имеет ведомственный характер, что служит препятствием для исследования миграционных процессов.

Ведомственный порядок регистрации информации в сфере ми­грационных процессов и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления как об общей социальной об­становке в России, так и о криминогенной ситуации, связанной с ми­грацией. Можно говорить о том. что ведомственный учет, ведомст­венный характер миграционной статистики приводят к различным негативным явлениям (невозможность выделить приоритеты в про­ведении миграционной политики и уголовной политики, различных формах нарушений прав человека и др.). Эксперты подчеркивают необходимость создания исследовательской базы для формирования концепции миграционной политики, социального и криминологиче­ского мониторинга, законодательных актов.

Монополизм ведомственной науки в сфере получения знания о таком социальном объекте, как миграция, в области разработки за­конопроектов и государственных программ чреват серьезными по­терями для общества, поскольку в природе ведомственного подхода заложена определенная сосредоточенность на реализации корпора­тивных интересов, обслуживании политических интересов отдель­ных общественных групп, а не на постановке и решении реальных общественных проблем, не на получении фундаментального, объек­тивного знания.

При отсутствии элемента независимой науки сформировать со­циально значимые цели, определить механизмы и пределы деятель­ности для отдельных государственных структур, выработать эффек­тивную миграционную политику невозможно.

Для создания научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо представить ее как сложную деятельность, со­стоящую из трех уровней: основания, субъекты и объекты (адресаты деятельности).

При разработке миграционной политики в целом для Российской Федерации, а также в том или ином регионе необходимо провести анализ ситуации и на этой основе связать все указанные уровни. Та кнм ооразом. неооходимо не только знать оощесоцнальную и кри­минальную ситуацию в стране, регионе, определить возможных эф­фективных субъектов деятельности, но и выявить адресатов - по­тенциальных потребителей результатов деятельности. Кроме того, необходимо понимать возможности, направления, стратегию дея­тельности различных субъектов, а также возможности взаимодейст­вия между ними.

Для прогнозирования развития миграционной ситуации в России в процесс исследования в качестве субъектов следует включать как органы, непосредственно осуществляющие регулирование данной области, так и те структуры, которые на данном этапе находятся в наиболее удобном для исследования положении.

Так. известный американский ученый Д.Т. Кэмпбелл. указывает, что «в случае исследования действия имеется ряд других релевант­ных групп непрофессиональных наблюдателей, лиц, находящихся в удобной для наблюдения позиции, что не характерно для иных со­циальных ролей. Сюда входит руководящий персонал программы и те группы граждан, которые находятся в постоянном контакте с ли­цами, испытывающими на себе действие программы»". В нашем случае, наряду со специалистами МИД. ФСБ (в плане пограничного контроля), МВД. необходимо рассматривать в качестве возможных экспертов представителей этнических диаспор, общественных объе­динений национального, религиозного характера. В современной об­становке именно такие «непрофессиональные наблюдатели» нахо­дятся в наиболее удобной для наблюдения позиции.

Программа исследования состояния нелегальной миграции и тенденций ее дальнейшего развития должна включать в себя два уровня, только при соотнесении которых результаты могут быть ва­лидными.

Так, с точки зрения изучения официальной статистики, в прове­дение мониторинга необходимо включить представителей МИД. ФСБ и МВД.

В процесс исследования социальной ситуации, кроме специа­листов государственных органов правоохранительной системы, должны быть включены эксперты в области социальной защиты, здравоохранения, занятости населения, образования, а также пред­ставители общественных объединений инонационального харак­тера.

Таким образом, алгоритм исследования должен включать в себя два подхода. Первый должен заключаться в проведении опроса экспертов правоохранительных органов и МИД, органов власти феде­рального и муниципального уровней, которым для оценки должны быть представлены статистические данные не менее чем за три года по следующим направлениям:

Сведения об отказах в выдаче въездных виз и о количестве не до­пущенных в страну иностранцев (главным образом из-за ненад­лежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам);

Количество лиц, арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в основном жертвы кон­трабандной переправки мигрантов);

Сведения о депортациях, т.е. о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны;

Количество лиц, задержанных и привлеченных к ответственности за нарушение паспортно-визового режима.

Результатом является суммированное мнение группы экспертов о характере официально зарегистрированной нелегальной миграции и на основе имеющихся данных - об эффективности работы структур, включенных в деятельность по регулированию данной области, о воз­можной неучтенной составляющей нелегальной миграции в России.

Второе направление включает в себя проведение опросов и анке­тирование представителей общественных организаций этнонацио-нального характера, а также представителей местного населения, субъектов Российской Федерации, имеющих наиболее привлека­тельный для нелегальных мигрантов характер, предпринимателей, работающих в строительной, торговой областях, в сфере обслужива­ния и развлечения.

Основным результатом данного направления должен стать спи­сок проблем, связанных с нелегальной миграцией и имеющих нега­тивный оттенок, повышающих тревожность в обществе, нарушаю­щих эффективную работу социальных институтов.

ТЕСТЫ к главе 3

1. Целью криминологического исследования является:

а) получение различных данных о социальной ситуации в обществе;

б) получение данных о состоянии общества и государства в ракурсе изучения преступности;

в) получение любых данных об обществе.

2. Программа криминологического исследования-это:

а) набор методов, необходимых для достижения цели исследования;

б) методы и инструментарий криминологических исследований:

в) последовательность действий, методика и определенные этапы и стадии кри­минологического исследования. 3. Объектом криминологических исследований является:

а) преступность;

б) социальные группы населения;

в) социальная ситуация в регионе.

4. Регулирование миграционных процессов является одним из направле­ний деятельности:

а)государства;

б) международного сообщества;

в) МВД"РФ.

5. Для лучшего статистического учета миграционных потоков в первую очередь необходимо:

входит регламентация миграционных процессов;

б) выработка единой государственной миграционной политики;

в) повышение деятельности милицейских служб.

6. В судебных инстанциях документами первичного статистического учета являются:

а) статистические карточки;

б) журналы учета;

в) статистические формы.

7. В нотариальных конторах документами первичного статистического учета являются:

а) статистические формуляры;

б) реестры (списки);

в) журналы учета.

8. Статистическая отчетность в ОВД - это:

а) статистические формуляры;

б) система статистических карточек, журналов и реестров;

в) статистические формы.

9. Органы записи актов гражданского состояния (загс) осуществляют ста­тистический учет с использованием:

а) регистрационных актов;

б) статистических карточек;

в) регистрационных журналов.

10. Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и за­конных интересов граждан в осуществлении правосудия используются:

а) регистрационные карточки;

б) журналы учета;

в) реестры.

И ТЕХНИКА

Чтобы полученные сведения о каждой единице наблюдения мог­ли быть использованы для характеристики изучаемой совокупности в целом, они должны быть научно обработаны, систематизированы, подсчитаны и обобщены.

Статистической сводкой является научно организованная систе­матизация и подсчет групповых и общих итоговых статистических данных.

Целью сводки является сведение воедино материалов статисти­ческого наблюдения и получение обобщающих статистических по­казателей, характеризующих сущность социально-экономических явлений или процессов, отражающих определенные статистические закономерности.

Сводку статистических данных проводят по заранее составлен­ной программе, содержание которой определяется задачами иссле­дования. В программе должен содержаться перечень объектов и показателей для изучения исследуемого явления, выбор группиро-вочных признаков. Программа должна предусматривать систему макетов таблиц, в которых в определенном порядке перечисляются объекты, группы и подгруппы и необходимые для их характеристи­ки итоговые и промежуточные показатели.

По технике исполнения сводка может быть выполнена как руч­ным, так и механизированным способом.

По организации работ различают централизованную и децентра­лизованную сводки (рис. 4.1.1).

При централизованной сводке материалы наблюдения сосредо­точиваются в одном центральном органе (например, в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (ранее Госкомстат), а в случае ведомственной статистики - ГИЦ МВД Рос­сии).



Рис. 11. Статистическая сводка

Сводка в широком понимании
Сводка в узком понимании

При децентрализованной сводке обобщение собранных сведений производится на местах - в районных, городских, областных, крае­вых органах статистики по единому плану. Вышестоящему органу статистики передаются уже сводные итоги для дальнейшего их обобщения.

Кроме того, различают сводку в узком понимании, которая пред­ставляет собой подсчет (суммирование) данных о числе единиц со­вокупности и значении их признаков. Такую сводку иначе называют простой сводкой.

Сложная сводка, или сводка в широком понимании, - это способ научной обработки первичных статистических сведений, включаю­щий в себя группировку исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, под­счет групповых и общих итогов, табличное и графическое оформле­ние статистических показателей.С

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ГРУППИРОВОК

Сводка и группировка - это взаимосвязанные процессы стати­стического исследования массовых наблюдений. Без сводки нельзя произвести группировку, сводка без группировки не позволяет вы­делить характерные черты отдельных типов явлений, установить за­кономерности исследуемых явлений и взаимосвязей между ними.

Статистическая группировка (рис. 12) представляет собой процесс разделения сложного массового явления на однородные группы по каким-либо существенным признакам с целью выделения типов явлений, изучения структуры и анализа их состояния, разви­тия и взаимосвязей. Одновременно это и метод объединения единиц совокупности в однородные группы, по которым определяются ста­тистические показатели.

Признак, положенный в основание группировки, называется группировочным признаком, или основанием группировки.

Рис. 12. Статистические группировки

Группированный признак - это отличительная черта, свойствен­ная единице статистической совокупности, на основе которой стро­ятся отдельные группы.

Все признаки подразделяются на атрибутивные (качественные) и количественные.

Атрибутивные, или качественные, признаки могут быть выраже­ны только дискретными показателями в виде текстовой записи. Примерами качественных признаков могут быть: пол, националь­ность, страна, вид деятельности, образование, вид преступной дея­тельности, отрасль права и т.д. Количество возможных групп опре­деляется числом исследуемых признаков.

При группировке по количественному признаку, в отличие от качественного, каждая группа имеет цифровое выражение и может принимать любые дробные и целочисленные значения, то есть явля­ется непрерывно изменяющейся величиной. К таким группировоч­ным признакам можно отнести, например, возраст, стаж работы, производство или потребление продукции, урожайность, посевные площади и т.п. В табл. 4.2.1 представлены качественные группиро-вочные признаки - составы преступлений против жизни и здоровья по федеральным округам Российской Федерации.